ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
 

СОДЕРЖАНИЕ

Авангардизм
Авантюрность
Автор
Автора образ
Авторская позиция
Авторские отступления
Агиография
Адаптация
Акмеизм
Аллегория
Аллитерация
Аллюзия
Альманах
Амфибрахий
Анапест
Анафора
Анекдот
Антагонист
Антитеза
Антре
Антропоцентризм
Апология
Архаизмы
Афоризм

Байронический герой
Баллада литературная
Баллада фольклорная
Барокко
Басня
Белый стих
Бестселлер
Былина

Вставной эпизод
Венок сонетов

Верлибр
Вершинная композиция
Видение
Виды литературные
Внесюжетные элементы
Внутренний конфликт
Внутренний монолог
Водевиль
Возрождение
Вольный стих
Выразительные средства

Героическое
Герой литературный
Гипербола
Готический роман
Градация
Гротеск
Гуманизм

Дайджест
Дактиль
Двустишие
Декаданс
Диалектика души
Диалог
Документальная проза
Дольник
Драма *
Драматические жанры *
Дума

Жанры литературные
Жанровые включения
Жестокий романс
Житие

Завязка
Заговор
Заданность характера
Заимствование
Заклинание
Заумь
Звукопись

Идеал
Идея художественная
Изображённый мир
Изобразительные средства
Имажинизм
Импровизация
Инвектива
Инверсия
Иносказание
Интерпретация
Интерьер
Интонация
Интрига
Ирония
Историзм в литературе
Историзмы
Историография
История литературы
Исторические песни
Исторический роман

Каламбур
Катрен
Карикатура
Катарсис
Катрен
Классика
Классицизм
Кода
Коллизия
Колорит
Комедия
Комедия-балет
Комическое
Композиция
Контекст
Конфликт
Концепция мира и человека
Критика литературная
Кульминация
Куплет

Легенда
Летопись
Лирика
Лирическая оценка
Лирический герой
Лироэпика
Литература
Литературоведение
Литота

Магистрал
Магия
Мадригал
Макароническая речь
Манифест
Массовая литература
Медитация
Мелодрама
Метафора
Метод творческий
Метонимия
Метр стихотворный
Миниатюра лирическая
Мир вещей
Мистификация
Миф
Модернизм
Монолог
Мораль

Направление
Народность
Научная фантастика
Неоромантизм
Новаторство
Новелла
Нонсенс
Нормативность

Образ
Ода
Оксюморон
Октава
Олицетворение
Онегинская строфа
Описание
Ораторские приёмы
Остранение
Открытый финал
Очерк

Памфлет
Памятник литературный
ПанторИм
Парабола
Параллелизм
Парафраза
Патетика
Пафос
Пейзаж
Перенос
Перипетия
Перифраз
Персонаж
Персонификация
Пиррихий
Плач
Плутовской роман
Повествование
Повествователь
Повесть
Повтор
Поговорки
Подводное течение
Подтекст
Полифония
Портрет литературный
Послание
Постпозиция
Поток сознания
Поэма
Поэтика
Поэтическое слово
Предромантизм
Приём художественный
Притча
Проблема
Проблематика
Проза
Пролог
Просветительский классицизм
Просвещение
Протагонист
Психологизм
Психологический анализ
Публицистика
Пьеса

Раёшный стих
Развитие действия
Развязка
Рамочное повествование
Рассказ
Рационализм
Реализм
Резонёр
Реквием
Ремарки
Реминисценция
Ретардация
Ретроспективная композиция
Рефлексия
Речевая характеристика
Речь художественная
Ритм
Ритмическая проза
Риторические приёмы
Рифма
Рифмовка
Роды литературы
Роман
Романтизм
Романтика
Романтическая ирония
Роман-эпопея
Рондо Русская литература 20 в.
Рыцарский роман

Сага
Сарказм
Сатира
Секстина
Сентиментализм
Силлабо-тоническая система
Символ
Символизм
Синекдоха
Синтаксические фигуры
Система персонажей
Система стихосложения
Сказ
Словесность
Содержание и форма
Соцреализм
Сонет
Сравнение
Стансы
Стилизация
Стиль
Стих
Стихи
Стихотворения в прозе
Стопа
Строфа
Сюжет

 

"ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА"

Особый вид строфы, созданный Пушкиным в "Евгении Онегине"; состоит из 14 строк, которые распадаются на три четверостишия и заключительное двустишие.

схема рифмовки

Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь:
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.

a
b
a
b

перекрестная

Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих),
Ученый малый, но педант,
Имел он счастливый талант

c
c
d
d

парная

Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре

e
f
f
e

кольцевая

И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм

g
g

парная

 

 

Источники "онегинской строфы" — сонет и октава с использованием четырехстопного ямба (см. Стопа), причем начинает строфу всегда строчка с женским окончанием, а заканчивает с мужским; строфа имеет правильное чередование мужских и женских рифм.

 

Такая строфа давала возможность развернуть свободное повествование, включающее в себя различные композиционные элементы (см. Композиция), легко менять эмоциональную тональность, а последнее двустишие часто заключало в себе вывод или афоризм ("Так люди — первый каюсь я — //От делать нечего друзья"; "Пружина чести — наш кумир, // И вот на чем вертится мир!").

 

Вернуться на Главную

 

Hosted by uCoz