ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х

 

 

ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

 

ТРАГЕДИЯ ДРАМА КОМЕДИЯ

Аристотель: трагедия имеет целью "путём сострадания и страха произвести очищение подобных аффектов". "Очищение аффектов" - катарсис. Его суть в том, что зритель осознаёт не только печальную, но и возвышенную сторону трагедии.

В античной литературе конфликт трагедии "человек - судьба", человек в этой ситуации изначально проиграл.

Со времён 18-го века трагедия - жанр высокий, язык героев - старославянский.

Трагический конфликт состоит в противоречии между положительной нравственностью личности и безнравственностью, жестокостью мира.

Конфликт строится на основе принципов мироздания, философский. Заканчивается трагедия смертью героя - эти проблемы неразрешимы. В этом условность трагедии - в обычной жизни можно найти выход.

Как жанр драматургии драма складывается в середине 19 века. Это промежуточный жанр между комедией и трагедией.

Серьезность и напряженность конфликта между действующими лицами.

СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ЖАНРАМИ:

1. Комедия - драма

- герой - рядовой человек, но, в отличие от комедии, конфликт в драме не вызывает смеха.

- конфликт драмы - социальный и нравственный

2. Трагедия - драма

- герой драмы попадает в неразрешимую для себя ситуацию. В трагедии выступает герой сильный, положительный и высокий, а в драме герой слаб и растерян.

- в драме столкновение персонажей с силами жизни извне, а трагический пафос вытекает из противоречия в душе героя (совесть). "Гроза" - трагедия (конфликт в душе Катерины), "Бесприданница" - драма, т.к. богатство и обман побеждают бедность и душевную чистоту - это внешний конфликт.

Финал драмы - открытый. Герой оставлен на перепутье, читатель сам додумывает исход.

Аристотель: "смешит лишь порок без страданья", в комедии нет тяжелых развязок.

 

Конфликт семейный, бытовой, любовный, реже - социальный. Заканчивается хэппи-эндом.

Принципы оглупления, гиперболизации.

Типы комедии:

1. Комедия положений (ситуаций) - комический эффект строится на нелепых действиях

2. Комедия нравов - изображены характеры.

В отличие от трагедии, ориентированной на античность, комедия отражает быт и нравы своего времени.

Трагический герой - "высокий" герой, высокого социального положения, обладает высокой нравственной силой. Почти всегда - положительный и в чём-то идеальный.

Изображая человека, способного на глубокое страдание в своём противоречивом стремлении к цели, трагедия раскрывает значительность и достоинство его характера.

Герой слабый, сомневающийся

Комический герой - обычный человек, показанный через свои недостатки, которые вызывают смех.

Герой нелепый, курьёзный, глуповатый.

Герои чётко разделены на положительных и отрицательных (в "Ревизоре" Гоголя один положительный герой - смех).

Трагдиями являются, например, "Гамлет" У. Шекспира, "Борис Годунов" А. С. Пушкина и т.п.

Примеры драмы: "Три сестры" и "Чайка" А.П. Чехова, "Враги" М. Горького, "Дни Турбиных" М.А. Булгакова.

Драма как жанр осознана только во второй половине 18-го века, расцвет драмы - втор. пол. 19-го века.

Типы трагедий:

1. Нравоописательные

2. Национально - исторические ("Персы" Эсхила, "Борис Годунов" А.Пушкина)

3. Романическая проблематика ("Гроза", "Ромео и Джульетта")

Истоки трагедии - в античном фольклоре, это песни - дифирамбы, исполняемые во время обрядовых представлений гибели и воскресения Диониса.

 

В Древней Греции "комедия" - песни толпы ("комоса"), веселящейся после обрядовых представлений.

Зачинатель комедии - Аристофан (конец 5 - начало 4в. до н.э.). Часто это были пародии на трагедию.

 

ТРАГИКОМЕДИЯ

Драматический жанр, основанный на трагическом конфликте, неразрешимость которого снимается в процессе действия с помощью какого-нибудь высшего по отношению к главным героям вмешательства, коренным образом меняющего ситуацию.

Примерами могут служить "Сид" П. Корнеля, "Владимир" Ф. Прокоповича.

 

Вернуться на Главную

 

Hosted by uCoz