ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
ТРАГЕДИЯ | ДРАМА | КОМЕДИЯ |
Аристотель: трагедия имеет целью "путём сострадания и страха произвести очищение подобных аффектов". "Очищение аффектов" - катарсис. Его суть в том, что зритель осознаёт не только печальную, но и возвышенную сторону трагедии. В античной литературе конфликт трагедии "человек - судьба", человек в этой ситуации изначально проиграл. Со времён 18-го века трагедия - жанр высокий, язык героев - старославянский. Трагический конфликт состоит в противоречии между положительной нравственностью личности и безнравственностью, жестокостью мира. Конфликт строится на основе принципов мироздания, философский. Заканчивается трагедия смертью героя - эти проблемы неразрешимы. В этом условность трагедии - в обычной жизни можно найти выход. |
Как жанр драматургии драма складывается в середине 19 века. Это промежуточный жанр между комедией и трагедией. Серьезность и напряженность конфликта между действующими лицами. СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ЖАНРАМИ: 1. Комедия - драма - герой - рядовой человек, но, в отличие от комедии, конфликт в драме не вызывает смеха. - конфликт драмы - социальный и нравственный 2. Трагедия - драма - герой драмы попадает в неразрешимую для себя ситуацию. В трагедии выступает герой сильный, положительный и высокий, а в драме герой слаб и растерян. - в драме столкновение персонажей с силами жизни извне, а трагический пафос вытекает из противоречия в душе героя (совесть). "Гроза" - трагедия (конфликт в душе Катерины), "Бесприданница" - драма, т.к. богатство и обман побеждают бедность и душевную чистоту - это внешний конфликт. Финал драмы - открытый. Герой оставлен на перепутье, читатель сам додумывает исход. |
Аристотель: "смешит лишь порок без страданья", в комедии нет тяжелых развязок.
Конфликт семейный, бытовой, любовный, реже - социальный. Заканчивается хэппи-эндом. Принципы оглупления, гиперболизации. Типы комедии: 1. Комедия положений (ситуаций) - комический эффект строится на нелепых действиях 2. Комедия нравов - изображены характеры. В отличие от трагедии, ориентированной на античность, комедия отражает быт и нравы своего времени. |
Трагический герой - "высокий" герой, высокого социального положения, обладает высокой нравственной силой. Почти всегда - положительный и в чём-то идеальный. Изображая человека, способного на глубокое страдание в своём противоречивом стремлении к цели, трагедия раскрывает значительность и достоинство его характера. |
Герой слабый, сомневающийся | Комический герой - обычный человек, показанный через свои недостатки, которые вызывают смех. Герой нелепый, курьёзный, глуповатый. Герои чётко разделены на положительных и отрицательных (в "Ревизоре" Гоголя один положительный герой - смех). |
Трагдиями являются, например, "Гамлет" У. Шекспира, "Борис Годунов" А. С. Пушкина и т.п. |
Примеры драмы: "Три сестры" и "Чайка" А.П. Чехова, "Враги" М. Горького, "Дни Турбиных" М.А. Булгакова. Драма как жанр осознана только во второй половине 18-го века, расцвет драмы - втор. пол. 19-го века. |
Типы трагедий: 1. Нравоописательные 2. Национально - исторические ("Персы" Эсхила, "Борис Годунов" А.Пушкина) 3. Романическая проблематика ("Гроза", "Ромео и Джульетта") |
Истоки трагедии - в античном фольклоре, это песни - дифирамбы, исполняемые во время обрядовых представлений гибели и воскресения Диониса. |
В Древней Греции "комедия" - песни толпы ("комоса"), веселящейся после обрядовых представлений. Зачинатель комедии - Аристофан (конец 5 - начало 4в. до н.э.). Часто это были пародии на трагедию. |
ТРАГИКОМЕДИЯ
Драматический жанр, основанный на трагическом конфликте, неразрешимость которого снимается в процессе действия с помощью какого-нибудь высшего по отношению к главным героям вмешательства, коренным образом меняющего ситуацию.
Примерами могут служить "Сид" П. Корнеля, "Владимир" Ф. Прокоповича.