ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
 

 

 

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Универсальная форма отражения действительности в искусстве, и в частности в литературе.

Образ условно подобен реальности (см. Условность), но не копирует ее, а отражает в соответствии с законами художественности, то естобобщает, типизирует (см. Тип, Типическое, Типизация).

В образе сочетаются конкретность и обобщение: так, Евгений Базаров в романе "Отцы и дети" И. С. Тургенева является одновременно и вполне конкретным человеком, наделенным индивидуальными чертами характера, поведения, внутреннего мира и т.п., но и воплощением существенных, типических черт русской разночинско-демократической интеллигенции 60-х годов.

Важным является и то, что образ содержит в себе не только отражение реальности, но и авторское отношение к ней.

Поэтому Базаров — это тип разночинца-демократа, понятый и оцененный именно И. С. Тургеневым; но тот же социальный тип совершенно иначе осмыслен и воплощен в героях романа "Что делать?" Н.Г.Чернышевского, в образах Раскольникова у Ф. М. Достоевского, Гриши Добросклонова у Н. А. Некрасова и т.п.

В создании художественного образа огромную роль играет авторское воображение, фантазия.

Образ нельзя путать с персонажем художественного произведения, поскольку существуют не только образы людей, но и образы природы, вещей, чувств и переживаний т.п. (см. Пейзаж, Мир вещей, Психологизм).

Особую область составляют словесно-речевые образы: метафора, сравнение, олицетворение, символ, аллегория и т.п., а также художественная деталь.

 

Вернуться на Главную

 

Hosted by uCoz