ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
 

 

 

КОНФЛИКТ

Художественно выраженное противопоставление, столкновение, противоборство, противоречие, важное для раскрытия содержания произведения (см. Содержание и форма).

Так, в "Отцах и детях" И. С. Тургенева конфликт Павла Петровича и Базарова выражает противоположность между либеральным дворянством и разночинской демократией; в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Пророк" конфликт между поэтом и толпой воплощает тему гордого одиночества личности и т. п. (См. также Антитеза.).

В эпических и драматических произведениях конфликт лежит в основе сюжета и является его движущей силой, определяя развитие действия.

Так, в "Песне про купца Калашникова..." М. Ю. Лермонтова в основе развития действия — конфликт между Калашниковым и Кирибеевичем; в произведении Н. В. Гоголя "Портрет" действие основывается на внутреннем конфликте в душе Чарткова — противоречии между осознанием высокого долга художника и страстью к наживе.

В основе конфликта художественного произведения - жизненные противоречия, их обнаружение - важнейшая функция сюжета. Гегель ввёл термин "коллизий" со значением столконовения противоположных сил, интересов, стремлений.

 

В зависимости от сил, вступающих в противоречие, выделяются разные типы конфликтов:

1. конфликт между отдельными персонажами (Чацкий — Молчалин в "Горе от ума" А. С. Грибоедова, Катерина — Кабаниха в "Грозе" А. Н. Островского и т. п.).

2. конфликт персонажа с укладом жизни, со средой в целом, причем в произведении нет конкретного персонажа, с которым герой вступал бы в противоречие ("Евгений Онегин" А. С. Пушкина, "Вишневый сад" А. П. Чехова).

3. конфликт психологический, противоречие между разными несовместимыми чувствами, мыслями, побуждениями в душе героя; например, в "Преступлении и наказании" Ф. М. Достоевского основным конфликтом является противоречие между рациональной теорией Раскольникова, допускающей "кровь по совести" — преступление ради "тысячи добрых дел", и совестью как духовно-нравственной основой поведения человека, не приемлющей насилие и тем более "кровь".

 

Другие типы конфликтов:

случайные
(приключения, детективы)

общезначимые
(отражение закономерностей жизни)

 

 

столкновения межу слоями, классами, государствами
("Борис Годунов" А.С. Пушкина), при этом общественные интересы могут преломляться в личных взаимоотношениях (например, "Евгений Онегин" А.С. Пушкина, "Рудин" И.С. Тургенева, "Бедные люди" Ф.М. Достоевского)

противоречия бытия
(например, "вечные" темы в "Маленьких трагедиях" А.С. Пушкина, "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова)

 

 

постоянный конфликтный фон
Произошедшее в жизни героев - дополнение к уже имевшимся противоречиям. Устойчивое конфликтное положение присуще сюжетам реалистов

преходящий и локальный конфликт

 

 

Вернуться на Главную

 

Hosted by uCoz