ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
 

 

 

«ДИАЛЕКТИКА ДУШИ»

Прием психологизма, литературное изображение внутреннего мира персонажа в динамике, в развитии его чувств и переживаний.

 

Термин «диалектика души» принадлежит Н.Г. Чернышевскому: в рецензии на ранние произведения Л.Н. Толстого критик так определял специфику этого приема:

«Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других».

 

Примером «диалектики души» является изображение внутреннего состояния Николая Ростова после его встречи с государем: "Наташа, сестра, черные глаза... На...ташка... (вот удивитсся, когда я ей скажу, как увидал государя!) Наташку... ташку возьми... Да, бишь, о чём ядумал? — не забыть. Как с государем говорить буду? Нет, не то, это завтра. Да, да! На ташку наступить... тупить кого? Гусаров. А гусары и усы... По Тверской ехал этот гусар с усами, я еще подумал о нем, против самого Гурьева дома... Старик Гурьев... Эх, славный малый Денисов! Да, все это пустяки. Главное теперь — государь тут. Как он на меня смотрел, и хотелось ему что-то сказать, да он не смел... Нет, это я не смел. Да, это пустяки, а главное — что я что-то нужное думал, да. На-ташку, нас-тупить, да, да, да. Это хорошо...»

 

Один из наиболее ранних примеров «диалектики души» находим в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

И что ж? глаза его читали,
Но мысли были далеко:
Мечты, желания, печали
Теснились в душу глубоко.
Он меж печатными строками
Читал духовными глазами
Другие строки. В них-то он
Был совершенно углублен.
То были тайные преданья
Сердечной, темной старины,
Ни с чем не связанные сны,
Угрозы, толки, предсказанья,
Иль длинной сказки вздор живой,
Иль письма девы молодой.
И постепенно в усыпленье
И чувств и дум впадает он,
А перед ним воображенье
Свой пестрый мечет фараон.
То видит он: на талом снеге,
Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит,
И слышит голос: что ж? убит!
То видит он врагов забвенных,
Клеветников и трусов злых,
И рой изменниц молодых,
И круг товарищей презренных,
То сельский дом — и у окна
Сидит она... и все она!..

(гл. VIII, стр. XXXVI—XXXVII)


 

 

Вернуться на Главную

 

Hosted by uCoz