ИРОНИЯ
1) Разновидность комического, вид пафоса, насмешливое и скептическое отношение автора к персонажу.
Ироническое освещение характерно, например, для образов Ленского ("Евгений Онегин" А.С. Пушкина), Обломова (в одноименном романе И.А. Гончарова), Пети Трофимова ("Вишневый сад" А.П. Чехова) и др.
Эмоциональный диапазон иронии очень широк: от мягкой насмешки, граничащей с юмором (например, Разумихин в "Преступлении и наказании" Ф. М. Достоевского), до злого и беспощадного "уничтожения смехом", граничащего с сатирой и даже инвективой (например, иронические высказывания Чацкого в "Горе от ума" А.С. Грибоедова по поводу "ума Молчалина", "души Скалозуба", московских нравов вообще).
2) Вид иносказания, при котором подразумевается одно, а говорится совершенно противоположное; умное названо глупым и наоборот; скупой — щедрым; под мнимой похвалой скрывается насмешка и т.п.
Например, Н.В. Гоголь в "Мертвых душах" называет прокурора "отцом и благодетелем всего города", но тут же выясняется, что это самый беззастенчивый хапуга и взяточник.