ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
 

 

 

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

Общее (и не вполне точное) название различных по жанру литературных произведений, вызванных к жизни научно-техническими достижениями, кардинально изменившими картину мира (теория относительности А. Эйнштейна, принцип неопределенности В. Гейзенберга, квантовая теория Н. Бора, создание атомной бомбы, космические полеты и т. п.).

Сюжет научно-фантастических произведений обыкновенно строится на том или ином допущении, которое в данный момент наука не подтверждает, но и не опровергает.

Это может быть путешествие во времени ("Конец Вечности" А. Азимова), встреча с инопланетным разумом ("Космическая одиссея 2001" А. Кларка), реальное существование магов и чародеев ("Понедельник начинается в субботу" А. Н. и Б. Н. Стругацких), способность человека к телепатии ("Человек без лица" А. Бестера) и т.п.

Научно-фантастические произведения крайне неоднородны и по задачам, которые ставили пе­ред собою писатели-фантасты, и по своей поэтике. В одних случаях научная фантастика служит в основном развлекательным целям (фантастические боевики Г. Гаррисона), сближаясь по своим особенностям с приключенческой литературой и детективами; в других — подчинена задачам социального анализа ("451° по Фаренгейту" Р. Брэдбери); в третьих — сосредоточена на этических или философских проблемах ("Обмен Разумов" Р. Шекли, "Час Быка" И. А. Ефремова) и т.п.

Столь же различны научно-фантастические произведения и по своему пафосу; здесь возможны героика (боевики Г. Гаррисона), романтика ("Аэлита" А. Н. Толстого), юмор ("Понедельник начинается в субботу" А. Н. и Б. Н. Стругацких), ирония (Р. Шекли) и т. п. Научную фантастику не следует путать с фантастикой как типом художественной условности.

 

Вернуться на Главную

 

Hosted by uCoz