АЛЛЕГОРИЯ
аллегория - прием, основанный на замене названий абстрактных понятий названием конкретных предметов; иносказание. Обычно – в басне, притче.
Например, в баснях: хитрость – лиса, трудолюбие – муравей.
Как художественный прием, аллегория (от греческого – иносказание) – одно из сильнейших средств воздействия на сознание и воображение зрителя или читателя. Она относится к группе МЕТАФОРИЧЕСКИХ ТРОПОВ, когда одно явление изображается и характеризуется через другое.
Сила аллегории в том, что она способна на долгие века олицетворять понятия человечества о справедливости, добре, зле, различных нравственных качествах. Богиня Фемида навсегда осталась олицетворением правосудия. Змея и чаша – аллегория врачевания, медицины. Библейское изречение: «Перекуем мечи на орала» - аллегорический призыв к миру, к окончанию войны.
Аллегория наиболее характерна для средневекового искусства, искусства Возрождения, барокко, классицизма.
В реалистической литературе аллегорический, иносказательный характер имеют многие произведения: сказки, басни, даже романы. Так, «Остров пингвинов» А. Франса – философско-аллегорический роман, в котором прослеживаются основные этапы развития буржуазной цивилизации. Персонажи романа – пингвины – олицетворение человеческого неразумия.
В названии пьесы В. Маяковского «Клоп» аллегорически обобщен тип обывателя, мещанина.
АЛЛЕГОРИЯ
Один из тропов, вид иносказания; отвлеченная идея или понятие, воплощенные в конкретном образе:
крест в христианстве обозначает страдание,
ягненок — беззащитность,
голубь — невинность и т.п.
В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора, из сказок о животных: волк — жадность, лиса — хитрость. Аллегория часто используется в баснях. Например, в басне И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей" Стрекоза — аллегория легкомыслия, а Муравей — трудолюбия и предусмотрительности .