ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
 

 

 

 

 

КЛАССИЦИЗМ

Продуктивный творческий метод, в его основу был положен принцип "подражания природе", которую классицисты представляли рационалистически гармоничной и совершенной (как идеальное творение Бога).

Этот метод утверждал идею изначальной разумности и доброты человека, чье развитие зависит лишь от хорошего или дурного воспитания.

Художественный мир, создаваемый на основе этого метода, представляется гармоничным, ясным и дидактичным.

На основе этого метода в Европе образовалась в XIV в. художественная система, просуществовавшая до конца XVIII в. и включавшая в себя литературные направления: классицизм Возрождения, классицизм XVII в., просветительский классицизм, а также ряд течений. Соотношение творческого метода классицизма, его направлений и течений представлено на следующей схеме:


Классицизм — творческий метод

Классицизм — художественная система

классицизм Возрождения (лит. направление)

классицизм
17 в. (лит. направление)

классицизм просветительский (лит. направление)

 

английский классицизм (течение)

французский классицизм (течение)

немецкий классицизм (течение)

русский классицизм (течение)

 

 

В художественной области классицисты ориентировались на образцы античного (Древняя Греция и Древний Рим), так называемого "классического" искусства, откуда и произошло название направления.

Эстетические принципы классицизма нашли воплощение в ряде нормативных поэтик.

 

Эстетическая система классицизма представляла собой ряд правил, согласно которым следовало создавать художественные произведения:

- "чистота жанра" и стиля (т.е. строгое разделение жанров на "высокие" — ода, поэма, трагедия, и "низкие" — сатира, басня, комедия);

- соблюдение "трех единств" (места, времени и действия) в драматургии и др.;

- поэзия должна отличаться строгостью и ясностью мысли, стройностью композиции, чистотой речи.

 

В России классицизм возник в XVIII в. и носил главным образом просветительский характер, основываясь на культе разума; писатели- классицисты выступали за развитие образования и просвещения, науки и культуры (М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов, А. Д. Кантемир).

 


 

Вернуться на Главную

 

Hosted by uCoz