КЛАССИЦИЗМ
Продуктивный творческий метод, в его основу был положен принцип "подражания природе", которую классицисты представляли рационалистически гармоничной и совершенной (как идеальное творение Бога).
Этот метод утверждал идею изначальной разумности и доброты человека, чье развитие зависит лишь от хорошего или дурного воспитания.
Художественный мир, создаваемый на основе этого метода, представляется гармоничным, ясным и дидактичным.
На основе этого метода в Европе образовалась в XIV в. художественная система, просуществовавшая до конца XVIII в. и включавшая в себя литературные направления: классицизм Возрождения, классицизм XVII в., просветительский классицизм, а также ряд течений. Соотношение творческого метода классицизма, его направлений и течений представлено на следующей схеме:
Классицизм — творческий метод
|
В художественной области классицисты ориентировались на образцы античного (Древняя Греция и Древний Рим), так называемого "классического" искусства, откуда и произошло название направления.
Эстетические принципы классицизма нашли воплощение в ряде нормативных поэтик.
Эстетическая система классицизма представляла собой ряд правил, согласно которым следовало создавать художественные произведения:
- "чистота жанра" и стиля (т.е. строгое разделение жанров на "высокие" — ода, поэма, трагедия, и "низкие" — сатира, басня, комедия);
- соблюдение "трех единств" (места, времени и действия) в драматургии и др.;
- поэзия должна отличаться строгостью и ясностью мысли, стройностью композиции, чистотой речи.
В России классицизм возник в XVIII в. и носил главным образом просветительский характер, основываясь на культе разума; писатели- классицисты выступали за развитие образования и просвещения, науки и культуры (М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов, А. Д. Кантемир).