ГИПЕРБОЛА
Прием, состоящий в том, что предмету приписываются свойства (размеры, масштабы), значительно превышающие реальные. Обычно - в былине.
- В сто сорок солнц закат пылал... (ВВМ.)
- Не видел тебя целую вечность.
- Слезы в три ручья.
- Сто раз тебе повторять.
- Глаза громадные, как прожекторы. (ВВМ.)
- … другой имеет рот величиной в арку Главного Штаба… (Н.Гоголь.)
«Я тебе тысячу раз говорил», - гипербола, преувеличение – речевой прием, рассчитанный не на буквальное понимание, а на сильное эмоциональное воздействие.
Примеры:
- Редкая птица долетит до середины Днепра.
- Рот величиною в арку Главного Штаба.
- Шаровары шириною с Черное море.
Гипербола в композиции сказки М. Салтыкова-Щедрина «Как мужик двух генералов прокормил».
Гиперболы М. Салтыкова-Щедрина отчетливы, порой переходят в смелое отклонение от житейского правдоподобия, в гротеск.
ГИПЕРБОЛА – важный способ обрисовки характеров. Это мифо-былинные герои, это персонажи из «Гаргантюа и Пантагрюэля», это даже Базаров.
Прием, внешне ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ гиперболе, - литота (мальчик-с-пальчик, лилипуты).
Гипербола подобна увеличительному стеклу, она помогает пристальнее всмотреться в явления жизни, в ее противоречия.
литота – намеренно неправдоподобное художественное преуменьшение изображаемого (в противоположность гиперболе).
|
А.И. Горшков:
В отличие от метафоры, метонимии и иронии, представляющих собой переименования по качественному признаку, гипербола состоит в переносе значения по количественному признаку. Точнее, гипербола заключается в количественном усилении признаков предмета, явления, действия, что для простоты иногда называют "художественным преувеличением".