МЕТАФОРА
Вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков.
Например, в строке А. С. Пушкина «Пока свободою горим...» последнее слово выступает в метафорическом значении: «страстно желаем свободы, стремимся к ней».
Метафора представляет собой скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот.
Так, выражение «изумрудная трава» подразумевает сравнение «трава, как изумруд».
Поэтическая речь (поэт мыслит метафорами) благодаря метафоре становится точнее и эмоционально выразительнее.
Метафора - перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству.
- газетная шапка, сладкий голос, блистать эрудицией.
Парижа я люблю осенний строгий плен,
И пятна ржавые сбежавшей позолоты,
и небо серое,
и веток переплеты... (М. Волошин)- Пустых небес прозрачное стекло; багровый костер заката; лунный серп; густеет облаков волнистое руно (И. Бунин)
- Что такое уха? Парный орган слуха? (Т. Толстая) [Данная метафора передает идею заразности слов-паразитов.]
- «как бы» - это вирус и словечко сорняк (Т. Толстая)
- Три золотых граненых шпиля перекликаются (А. Солженицын об архитектуре Петербурга)
- Грифоны и сфинксы оберегают сокровища или дремлют (А. Солженицын о Петербурге)
- Косточки наших предков смешались, сплавились, окаменели в дворцы (А. Солженицын)
Метафора – один из способов образования новых лексических значений в языке.
Аристотель в «Поэтике»:
... а всего важнее – быть искусным в метафорах, признак таланта – умение слагать новые метафоры.
Всякая метафора рассчитана на небуквальное восприятие и требует от читателя умения понять и почувствовать создаваемый ею образно-эмоциональный эффект. Смысл пушкинской метафоры «Глаголом жги сердца людей» доступен только тем, кто понимает, что «жечь» в данном контексте – значит «волновать», «беспокоить», «духовно воздействовать». Умение видеть второй план метафоры, содержащееся в ней скрытое сравнение, необходимо для освоения образных богатств литературы.
Многие черты метафоры совпадают с общими свойствами сравнения. Но есть некоторые особенности, присущие именно метафоре. Зачем поэт или писатель утаивает прямое наименование предмета или явления? делается это для того, чтобы заставить работать мысль и воображение читателя. Метафора требует от нас духовного усилия, которое само по себе благотворно.
Метафора – своеобразный рычаг, приводящий в движение ум и душу читателя.
Два основных типа метафор:
Приближение к аллегории: «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года», «Утро года» - это весна, и как-то иначе толковать эту метафору невозможно. У Фета: Метафора «серебряные змеи» звучит чрезвычайно таинственно, пробуждает сложные эмоции, но предметный план ее вполне конкретен: это вьюга, поземка. |
Приближение к символу: Метафоры второго типа допускают разные понимания, соединяют несколько предметных значений. Так, возможны варианты в толковании выражения «угль, пылающий огнем». Не подыскать единственного конкретного значения для есенинского «розового коня». |
развернутая метафора – представленная каким-нибудь текстом (стихотворением): «Парус» М. Лермонтова, «Телега жизни» А. Пушкина, «Порог»
И. Тургенева, «Огоньки» В. Короленко.
метафорические словосочетания: «сонные воды», «шептанье тростников», «говор дубравы», «музыка дубравы», «октавы польются»),
(см. стих. Майкова «Гармонии стиха божественные тайны»).