ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
 

 

 


СИМВОЛ


Особый художественный образ, вид иносказания.

Художественный символ является обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному толкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему.

Образ паруса, например, в одноименном стихотворении М. Ю. Лермонтова может быть истолкован как изображение гордого и одинокого человека, как образ поэта, как образ мятежника и борца, как образ свободы, как образ романтика (которому нужна буря, а не покой), как образ философа, ищущего истину и т. п., причем каждое из этих значений не противоречит лермонтовскому образу.


 

Символ - от греческого symbolon – знак, примета, один из видов тропов, то есть слов, которые получают в художественном тексте кроме основных (словарных, предметных) значений еще и новые (переносные).

Символ, подобно аллегории и метафоре, образует свои переносные значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между предметом или явлением, которые обозначаются каким-то словом в языке, и другим предметом или явлением, на которые мы переносим это же словесное обозначение. Например, «утро» как начало суточной активности может сопоставляться с началом человеческой жизни. Так возникают и метафора «утро жизни», и символическая картина утра как начала жизненного пути:

В тумане утреннем неверными шагами
Я шел к таинственным и чудным берегам.

Вл. Соловьев


Однако символ коренным образом отличается и от аллегории и от метафоры. Прежде всего тем, что он наделен ОГРОМНЫМ МНОЖЕСТВОМ ЗНАЧЕНИЙ (по сути дела – неисчислимым), и все они потенциально присутствуют в каждом символическом образе, как бы «просвечивая» друг сквозь друга. Так, в строках стихотворения А. Блока «Ты была светла до странности...»:

Я твоей любовной ласкою
Озарен – и вижу сны.
Но, поверь, считаю сказкою
Небывалый знак весны

«весна» - это и время года, и зарождение первой любви, и начало юности, и наступающая «новая жизнь» и многое другое.

В отличие от аллегории символ глубоко эмоционален; чтобы его постичь, необходимо «вжиться» в настроение текста. Наконец, в аллегории и в метафоре предметное значение слова может «стираться»: иногда мы его почти не замечаем (так, при упоминании в литературе 18 века Марса или Венеры мы часто почти не вспоминаем живо обрисованных персонажей античных мифов, а знаем лишь, что речь идет о войне и о любви.

Метафора  Маяковского «дней бык пег» рисует образ пестрых дней человеческой жизни, а не образ быка пятнистой масти.

Формальное отличие символа от метафоры в том, что метафора создается как бы на наших глазах: мы видим, какие именно слова сопоставлены в тексте,  потому догадываемся, какие их значения сближаются, чтобы породить третье, новое. Символ может входить и метафорическое построение, но оно для него не обязательно. Мы опознаем символику «зари» и в метафоре «на заре туманной юности», и в тексте, где метафоризм ослаблен:

И над Отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

и в совсем не метафорическом по своему строению тексту:

Ты помнишь первую любовь
И зори, зори, зори?

А. Блок

Откуда же берется символический смысл образа? Основная особенность символов – в том, что они, в своей массе, возникают не только  в тех текстах, где мы их находим. Они имеют историю в десятки тысяч лет, восходя к древним представлениям о мире, к мифам, к обрядам. Слова: утро, зима, зерно, земля, кровь и прочее – с незапамятных времен запечатлелись в памяти человечества именно как символы. Такие слова не только многозначны: мы интуитивно чувствуем их способность быть символами.

Так, Данте в своей «Божественной комедии»  использовал все многообразие значений «солнце», которое восходило к языческим культам, а затем и к христианской символике. Но он создал и новую символику «солнца», которая затем вошла в «солнце» у романтиков, у символистов и так далее. Таким образом, символ приходит в текст из языка многовековых культур, привнося в него весь багаж своих же накопленных значений.

Поскольку значений у символа неисчислимо много, он оказывается способным «отдавать» их по-разному: в зависимости от индивидуальных особенностей читателя.

Не все символы в литературе имеют столь длинную историю. Многие из них заново построены по образцу общекультурных символов. Таковы, например, символические названия многих реалистических произведений 19 века: «Мертвые души» Н. Гоголя, «Обрыв» И. Гончарова, «Фальшивый купон» Л. Толстого.


 

 

Вернуться на Главную

 

Hosted by uCoz