ФАНТАСТИКА
Тип художественной условности; изображение заведомо неправдоподобного, невозможного в реальной жизни.
Например фантастические персонажи (градоначальник с фаршированной головой в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина, Демон из одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова), сюжетных ситуаций ("Нос" Н. В. Гоголя, "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" М. Е. Салтыкова-Щедрина), свойств людей или предметов ("способность" животных разговаривать в сказках, баснях) и т.п. Иногда фантастическими являются лишь отдельные персонажи или элементы сюжета, но чаще фантастика оказывается принципом построения всего художественного мира произведений (например, в "Мастере и Маргарите" М. А. Булгакова).
ФУНКЦИИ ФАНТАСТИКИ
В литературных произведениях фантастика применяется:
- для того, чтобы максимально заострить то или иное явление действительности, раскрыть его сущность, скрытые возможности (самодержавие в "Истории одного города");
- для достижения комического и, в частности, сатирического эффекта ("Клоп", "Баня" и многие сатирические стихотворения В. В. Маяковского);
- для воплощения философской проблематики ("Демон" М. Ю. Лермонтова).
Эти три функции фантастики иногда сочетаются в пределах одного произведения ("Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова). См. также Аллегория, Гипербола, Гротеск.