ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ
Прием психологизма, непосредственное воспроизведение мыслей персонажа, как бы «подслушанных» автором.
В русской литературе особое развитие получил в творчестве писателей второй половины XIX—XXвв.: Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М.А. Булгакова, К.М. Симонова и др.
Вот, например, внутренний монолог Раскольникова после убийства им старухи-процентщицы:
«Если действительно все это дело сделано было сознательно, а не по-дурацки, если у тебя действительно была определенная и твердая цель, то каким же образом ты до сих пор даже не заглянул в кошелек и не знаешь, что тебе досталось, из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел? Да ведь ты его в воду хотел сейчас бросить, кошелек-то, вместе со всеми вещами, которых ты тоже еще не видал.,. Это как же?.. Это от того, что я очень болен, — угрюмо решил он наконец, — я сам измучил и истерзал себя, и сам не знаю, что делаю... Выздоровлю и... не буду терзать себя... А ну как совсем и не выздоровлю? Господи! Как это мне все надоело!..»
(Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»).
Другой пример из «Песни о Вещем Олеге» А.С. Пушкина:
Могучий Олег головою поник
И думает: "Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня".