ФИГУРА (риторическая, стилистическая, фигура речи)
Фигура - обобщенное название стилистических приёмов, в которых слово в отличие от тропав не обязательно выступает в переносном значении.
Фигуры образуются сочетанием слов, но значения слов тоже очень важны.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ:
ПОВТОРЫ:
Р.О. Якобсон:
Существо поэтической ткани состоит в периодических возвратах
Ю.М. Лотман:
... повторённое слово всегда экспрессивно сильнее предыдущего, создаёт эффект градации, эмоционального нагнетения
- константный повтор: "Пора! Пора! Рога трубят" (А.С. Пушкин)
- дистантный повтор: "Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, и все равно, и всё - едино" (М. Цветаева).
- кольцо (просапОдис) - повтор слова или нескольких слов в начале и конце одного и того же стиха: "Коня, коня, полцарства за коня!" (У.Шекспир)
- стык (подхват, анадИплосис) - повторение слова или нескольких слов на конце стиха в начале следующего или повторение стиха в начале следующей строки: "О, весна, без конца и без краю - Без конца и без краю мечта!" (А.Блок).
- плеоназм: путь-дорога, грусть-тоска. Крайняя форма плеоназма - тавтология.
- амплификация - усиление путём "нагромождения" равнозначных выражений, избыточная синонимия: "Ты жива, ты во мне, ты в груди, Как опора, как друг и как случай" (Б. Пастернак).
- анафора - повтор слова или нескольких слов в начале нескольких стихов.
- эпифора - повтор в конце: "Я мещанин, я мещанин, Я, слава богу, мещанин, Нижегородский мещанин" (А.С. Пушкин заканчивает каждую строфу стихотворения словом "мещанин")
- рефрен: "Гренада, Гренада, Гренада моя!" (М. Светлов)
- многосоюзие (полисиндетОн): "и блеск, и шум, и говор волн" (А.С. Пушкин). Паузы между словами подчеркивают отдельные слова.
- бессоюзие (асиндетон). Речь динамична.
- умолчание - фигура, дающая возможность догадываться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании:
Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные, родимые черты!
(И. Бунин)
Фигура умолчания позволяет догадываться о любви И. Бунина к России. Бунин видел в русских два типа:
Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом - Чудь, Меря.
- ЭЛЛИПС (ис) - пропуск слова, легко восстанавливаемый по смыслу:
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья...
(А.Фет).
Придаёт динамичность.
- ГРАДАЦИЯ - синтаксическая конструкция, в которй каждое последующее слово или несоклько слов усиливает или ославбляет смысловое и эмоциональное значение предыдущих.
КЛИМАКС - восходящая градация: "Не жалею, не зову, не плачу" (С.Есенин); "И где Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе?" (А. Пушкин)
АНТИКЛИМАКС - нисходящая градация: "Ему обещает полмира, А Францию только себе" (М.Лермонтов).
Многоплановая градация лежит в составе композиции "Сказки о рыбаке и рыбке", построенной на возрастающих желаниях старухи.
РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ:
- риторический вопрос
- риторическое восклицание
- риторическое обращение: "Татьяна, милая Татьяна" С тобой теперь я слёзы лью" (А.С. Пушкин)
- риторическое утверждение
- риторическое отрицание: "Нет, я не Байрон, Я другой" (М. Лермонтов)
ФИГУРЫ "ПРОТИВОПОЛОЖЕНИЯ" - в основе - сопоставление противоположностей
- АНТИТЕЗА
- ОКСЮМОРОН (разновидность антитезы)
ФИГУРА "ПЕРЕМЕЩЕНИЯ":
- ИНВЕРСИЯ
виды инверсии:
- АНАСТРОФА - перестановка смежных слов: "Белеет парус одинокий"
- ГИПЕРБАТОН - разъединение смежных слов: "И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости" (А.С. Пушкин), то есть гости из чужой земли, которые не успокоились даже в смерти.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ТИП МЕЖДУ ФИГУРАМИ И ТРОПАМИ - ПАРАЛЛЕЛИЗМ
ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста. Создают единый образ. Строится на сопоставлении действий, а на этой основе - лиц, предметов, обстоятельств.
- параллелизм ОБРАЗНЫЙ возник еще в устном синкретическом обществе, для которого были характерны параллели между отношениями в природе и в жизни людей. Природа - на первом месте, человек - на втором:
Не свивайся, не свивайся трава с повиликой,
Не свыкайся, не свыкайся молодец с девицей.
Пример из прозы: описание дуба в "Войне и мир", соотнесённое с дущевным состоянием Андрея Болконского.
- параллелизм, построенный на противопоставлении:
От других мне хвала - что зола,
От тебя и хула - похвала.
(А. Ахматова)
- параллелизм ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ (АНТИПАРАЛЛЕЛИЗМ)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н. Некрасов)
- параллелизм перевёрнутый (обращённый), ХИАЗМ: "Все во мне, и я во всём" (Ф. Тютчев); обычно со значением антитезы: "Мы едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть".
- параллелизм СИНТАКСИЧЕСКИЙ - развернутое сопоставление двух или более явлений, данных в сходных синтаксических конструкциях, сближается со сравнением:
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут.
(А.С. Пушкин)
Отступления от языковых норм, относящиеся к области поэтического синтаксиса (нарушение грамматической связи или её отсутствие):
- СОЛЕЦИЗМ (от названия греческого города Солы, жители которого нечисто говорили по-аттически) - неправильный языковой оборот как элемент стиля (обычно низкого): употребление нелитературного слова. Отличие солецизма от фигуры в том, что фигуры используются обычно для создания высокого стиля. Пример солецизма: "Мне совестно, как честный офицер" (А. Грибоедов). Особый случай солецизма - опущение предлога: "Склонилась руке; окно лечу" (В. Маяковский).
- ЭНН`ЛЛАГА - употребление одной грамматической категории вместо другой: "Уснувши воспрянет творец" (вместо "уснув, воспрянет") (Г. Батеньков)
- С`ИЛЛЕПС - стилистическая фигура: объединение неоднородных членов в общем подчинении:
Не жди из гроба воскресенья,
В грязи валяясь вещества,
Алкая в ней увеселенья
И отчужденный божества.
(Г. Батеньков)
"Мы любим славу, да в бокале топить разгульные умы" (А.С. Пушкин)
"У кумушки глаза и зубы разгорелись" (И. Крылов)
- АНАКОЛ`УФ - синтаксическое рассогласование частей или членов предложений:
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их (вместо: "её") буйной дури.
(А. Пушкин)
Анаколуф - средство характеристики речи персонажа. Например, фраза Смердякова: "Это, чтоб это могло быть-с, так, напротив, совсем никогда-с..." ("Братья Карамазовы" Достоевского) - свидетельствует о неуверенности, неумении выражать мысль, о бедном словарном запасе персонажа. Анаколуф широко применяется как средство сатирического изображения:
Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
(А.П. Чехов)