РОМАНТИЗМ
Продуктивный творческий метод, утверждающий диалектическое единство идеального и материального в мире (так называемое двоемирие) и их противоборство как основы развития события.
Романтизм утверждал безграничные возможности активной личности, способной подняться над социальными законами и переделать мир, воздействуя на его идеальную сущность.
Этот метод образовал романтическую художественную систему.
- Романтики открыли для литературы диалектику психологических состояний, они первыми создали характеры, основу которых составляли глубокие внутренние противоречия ("Адольф" Б. Констана, "Юрий Милославский" М. Н. Загоскина);
- они поставили ряд глубоких философских проблем ("Мельмот-Скиталец" Ч. Р. Метьюрина);
- открыли в литературе тему "униженных и оскорбленных" ("Отверженные" В. Гюго).
- Романтизм реконструировал систему лирических жанров, создал исторический роман (В. Скотт, М. Н. Загоскин), философскую сказку (Э. Т. А. Гофман), научно-фантастический роман (М. Шелли), психологический детектив (Э. А. По), романтическую поэму (Д. Г. Байрон).
- Заложил основы художественного анализа социальных отношений.
- На протяжении XIX в. романтизм активно взаимодействовал с реализмом; именно неоромантики приняли на себя основную тяжесть противоборства, преодоления крайностей декадентства в конце XIX — начале XX столетия.
- Продуктивность романтического метода проявилась в XX в., когда возникают "фэнтези"; на основе романтических традиций были созданы такие выдающиеся произведения, как "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова, "Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери, "Повелитель колец" Д. Р. Р. Толкиена и др.