ПЕЙЗАЖ
Изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; является частью изображенного мира литературного произведения.
Пейзаж может быть описанием места действия; но чаще он выполняет эмоционально-психологическую функцию, создает определенное, нужное автору настроение, например, в романах и повестях И. С. Тургенева, в рассказах и пьесах А. П. Чехова и т. п.
В некоторых случаях писателю важно показать воздействие природы на формирование личности героя — например, природа в значительной степени определяет своеобразие характера Татьяны в "Евгении Онегине" А. С. Пушкина.
Поскольку литература (особенно в XIX—XX вв.) часто воспроизводит образ города и влияние на человека урбанистической обстановки, можно говорить и о "городском пейзаже"; например, город на Волге в пьесах А. Н. Островского "Гроза", "Бесприданница" и др.; Петербург — в "Преступлении и наказании" и других произведениях Ф. М. Достоевского; Москва — в романе "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова. Городской пейзаж присутствует и в некоторых лирических произведениях ("Ночь. Улица. Фонарь. Аптека..." А. А. Блока, "Песенка об Арбате" Б. Окуджавы и др.)
ПЕЙЗАЖНЫЙ ЗАЧИН И ПЕЙЗАЖНАЯ КОНЦОВКА.
Использование пейзажа в начале и в конце литературного произведения с целью создания определенного эмоционального настроя, тональности произведения или для противопоставления событиям, о которых идет речь в произведении.