АКМЕИЗМ
Одна из разновидностей русского неоромантизма; это название придумал Н. С. Гумилев для обозначения творчества группы поэтов, в которую входили А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, Г. В. Иванов, О. Э. Мандельштам и др.
Общие эстетические требования:
* совершенство поэтической формы,
* изящество художественной образности
* антидекадентское утверждение творческих сил человека.
Художественное течение акмеизм возникло как попытка преодоления кризиса символизма, как попытка решения вопроса отношения искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры. Стремление вернуть поэзию у реальной жизни из мистических туманов символизма объединило ряд поэтов, различных по идейно-художественным установкам и литературным судьбам.
Наиболее общие особенности этого направления:
1. Всегда помнить о непознаваемом, но только «не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками» (Н. Гумилев);
2. «Мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий» (С. Городецкий), при этом акмеисты не ставили задач решения социальных проблем;
3. Художественное пространство произведений было перенесено в эстетизированную старину, вещный мир стилизованной современности, замкнутый круг интимных переживаний;
4. Разработка отношений прошлого, настоящего и будущего России с интересом не к переломным эпохам истории (характерно для символистов), а к эпохам бесконфликтным, со стилизацией под идиллию гармонического человеческого общества;
5. Любовная тема развивается в любовную игру, жеманную и легкую, а не связана с прозрениями в другие миры, как у символистов;
6. За программным акмеистическим жизнеутверждением стоит внутреннее депрессивное настроение;
7. Призыв возвратиться их иных миров к реальности был вызван признанием культа первоначал жизни (вариант названия течения – адамизм).
Читать статью "Акмеизм. Особенности творчества Ахматовой, Мандельштама, Гумилева периода второго десятилетия 20 века" далее...