ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
 

 

 


ФИГУРА (риторическая, стилистическая, фигура речи)


Фигура - обобщенное название стилистических приёмов, в которых слово в отличие от тропав не обязательно выступает в переносном значении.

Фигуры образуются сочетанием слов, но значения слов тоже очень важны.


 

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ:

ПОВТОРЫ:

Р.О. Якобсон:

Существо поэтической ткани состоит в периодических возвратах

Ю.М. Лотман:

... повторённое слово всегда экспрессивно сильнее предыдущего, создаёт эффект градации, эмоционального нагнетения

 

- константный повтор: "Пора! Пора! Рога трубят" (А.С. Пушкин)

 

- дистантный повтор: "Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, и все равно, и всё - едино" (М. Цветаева).

 

- кольцо (просапОдис) - повтор слова или нескольких слов в начале и конце одного и того же стиха: "Коня, коня, полцарства за коня!" (У.Шекспир)

 

- стык (подхват, анадИплосис) - повторение слова или нескольких слов на конце стиха в начале следующего или повторение стиха в начале следующей строки: "О, весна, без конца и без краю - Без конца и без краю мечта!" (А.Блок).

 

- плеоназм: путь-дорога, грусть-тоска. Крайняя форма плеоназма - тавтология.

 

- амплификация - усиление путём "нагромождения" равнозначных выражений, избыточная синонимия: "Ты жива, ты во мне, ты в груди, Как опора, как друг и как случай" (Б. Пастернак).

 

- анафора - повтор слова или нескольких слов в начале нескольких стихов.

 

- эпифора - повтор в конце: "Я мещанин, я мещанин, Я, слава богу, мещанин, Нижегородский мещанин" (А.С. Пушкин заканчивает каждую строфу стихотворения словом "мещанин")

 

- рефрен: "Гренада, Гренада, Гренада моя!" (М. Светлов)

 

- многосоюзие (полисиндетОн): "и блеск, и шум, и говор волн" (А.С. Пушкин). Паузы между словами подчеркивают отдельные слова.


 

- бессоюзие (асиндетон). Речь динамична.

 

- умолчание - фигура, дающая возможность догадываться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании:

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные, родимые черты!

(И. Бунин)

Фигура умолчания позволяет догадываться о любви И. Бунина к России. Бунин видел в русских два типа:

Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом - Чудь, Меря.

 

- ЭЛЛИПС (ис) - пропуск слова, легко восстанавливаемый по смыслу:

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья...

(А.Фет).

Придаёт динамичность.


 

- ГРАДАЦИЯ - синтаксическая конструкция, в которй каждое последующее слово или несоклько слов усиливает или ославбляет смысловое и эмоциональное значение предыдущих.

 

КЛИМАКС - восходящая градация: "Не жалею, не зову, не плачу" (С.Есенин); "И где Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе?" (А. Пушкин)

 

АНТИКЛИМАКС - нисходящая градация: "Ему обещает полмира, А Францию только себе" (М.Лермонтов).

 

Многоплановая градация лежит в составе композиции "Сказки о рыбаке и рыбке", построенной на возрастающих желаниях старухи.


 

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ:

 

- риторический вопрос

- риторическое восклицание

- риторическое обращение: "Татьяна, милая Татьяна" С тобой теперь я слёзы лью" (А.С. Пушкин)

- риторическое утверждение

- риторическое отрицание: "Нет, я не Байрон, Я другой" (М. Лермонтов)


ФИГУРЫ "ПРОТИВОПОЛОЖЕНИЯ" - в основе - сопоставление противоположностей

- АНТИТЕЗА

- ОКСЮМОРОН (разновидность антитезы)


 

ФИГУРА "ПЕРЕМЕЩЕНИЯ":

- ИНВЕРСИЯ

виды инверсии:

 

- АНАСТРОФА - перестановка смежных слов: "Белеет парус одинокий"

 

- ГИПЕРБАТОН - разъединение смежных слов: "И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости" (А.С. Пушкин), то есть гости из чужой земли, которые не успокоились даже в смерти.


 

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ТИП МЕЖДУ ФИГУРАМИ И ТРОПАМИ - ПАРАЛЛЕЛИЗМ

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста. Создают единый образ. Строится на сопоставлении действий, а на этой основе - лиц, предметов, обстоятельств.

 

- параллелизм ОБРАЗНЫЙ возник еще в устном синкретическом обществе, для которого были характерны параллели между отношениями в природе и в жизни людей. Природа - на первом месте, человек - на втором:

Не свивайся, не свивайся трава с повиликой,
Не свыкайся, не свыкайся молодец с девицей.

Пример из прозы: описание дуба в "Войне и мир", соотнесённое с дущевным состоянием Андрея Болконского.

 

- параллелизм, построенный на противопоставлении:

От других мне хвала - что зола,
От тебя и хула - похвала.

(А. Ахматова)

 

- параллелизм ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ (АНТИПАРАЛЛЕЛИЗМ)

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

(Н. Некрасов)

 

- параллелизм перевёрнутый (обращённый), ХИАЗМ: "Все во мне, и я во всём" (Ф. Тютчев); обычно со значением антитезы: "Мы едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть".

 

- параллелизм СИНТАКСИЧЕСКИЙ - развернутое сопоставление двух или более явлений, данных в сходных синтаксических конструкциях, сближается со сравнением:

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут.

(А.С. Пушкин)


 

Отступления от языковых норм, относящиеся к области поэтического синтаксиса (нарушение грамматической связи или её отсутствие):

 

- СОЛЕЦИЗМ (от названия греческого города Солы, жители которого нечисто говорили по-аттически) - неправильный языковой оборот как элемент стиля (обычно низкого): употребление нелитературного слова. Отличие солецизма от фигуры в том, что фигуры используются обычно для создания высокого стиля. Пример солецизма: "Мне совестно, как честный офицер" (А. Грибоедов). Особый случай солецизма - опущение предлога: "Склонилась руке; окно лечу" (В. Маяковский).

 

- ЭНН`ЛЛАГА - употребление одной грамматической категории вместо другой: "Уснувши воспрянет творец" (вместо "уснув, воспрянет") (Г. Батеньков)

 

- С`ИЛЛЕПС - стилистическая фигура: объединение неоднородных членов в общем подчинении:

Не жди из гроба воскресенья,
В грязи валяясь вещества,
Алкая в ней увеселенья
И отчужденный божества.

(Г. Батеньков)

"Мы любим славу, да в бокале топить разгульные умы" (А.С. Пушкин)

"У кумушки глаза и зубы разгорелись" (И. Крылов)

 

- АНАКОЛ`УФ - синтаксическое рассогласование частей или членов предложений:

Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их
(вместо: "её") буйной дури.
(А. Пушкин)

Анаколуф - средство характеристики речи персонажа. Например, фраза Смердякова: "Это, чтоб это могло быть-с, так, напротив, совсем никогда-с..." ("Братья Карамазовы" Достоевского) - свидетельствует о неуверенности, неумении выражать мысль, о бедном словарном запасе персонажа. Анаколуф широко применяется как средство сатирического изображения:

Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
(А.П. Чехов)


 

 

Вернуться на Главную

 

Hosted by uCoz