ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
 

 

 


"ЧИСТОЕ ИСКУССТВО" ("Искусство для искусства").


Эстетическая теория, которая утверждала, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, не обязаны приносить "пользу", а должны служить лишь для эстетического наслаждений прекрасным.

Идеи "чистого искусства" проявились в поздней лирике А.С.Пушкина (стихотворение "Поэт", "Поэту", "Поэт и толпа") и реализовались затем в творчестве таких поэтов, как Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, И. Ф. Анненский и др., а на рубеже XIX—XX вв. — в теориях и творческой практике декадентов.

Теорию "чистого искусства" разрабатывали такие критики, как А. В. Дружинин, В. П. Боткин, П. В. Анненков и др.

Противоположная теория, согласно которой искусство и литература должны служить обществу, обличать и исправлять социальные пороки и тем самым приносить пользу, разрабатывалась в критических и художественных произведениях В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Некрасова и др.


 

Художественные искания Уайльда связаны с европейскими идеалами "искусства для искусства",  утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований.

В предисловии к роману «Портрет Дориана Грея» даются основные положения эстетической теории Уайльда: «Художник – тот, кто создает прекрасное… Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо… Художник не моралист… В сущности, искусство – вовсе не жизнь… Всякое искусство совершенно бесполезно».        

Поскольку искусство выше жизни, оно не может рассматриваться с точки зрения человеческой морали. Но это вовсе не значит, что писатель утверждает “безнравственное искусство”. Своим полемическим утверждением Уайльд подчёркивает, что искусство не может быть безнравственным. “Хорошо написанная книга” как произведение искусства всегда будет заключать урок человеку, потому что написана с позиций идеала и по законам красоты, которой чуждо всё безнравственное. “Плохо написанная книга” не является произведением искусства и не заслуживает внимания независимо от того, содержит она мораль или нет. Для художника высшим критерием является красота.

С точки зрения эстетической теории Оскара Уайльда “Искусство совершенно бесполезно”: понять произведение искусства может лишь человек, тонко чувствующий прекрасное, а для него моральный урок не нужен, ибо он сам живёт по законам красоты (например, лорд Генри). Для других же такое искусство будет недоступным: “Искусство — это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь”.

В романе «Портрет Дориана Грея» органически объединены основные эстетические положения теории искусства Оскара Уайльда (предисловие к роману) и их художественная реализация (сам роман).

читать статью "«Портрет Дориана Грея»: образы, анализ" далее...


 

 

Вернуться на Главную

 

Hosted by uCoz