ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х

 

 


ГРОТЕСК

Художественный прием; нарушение пропорций изображаемого мира, соединение фантастического (см. Фантастика) с реальным, обыкновенным и даже приземленно-бытовым. Предельное преувеличение.


Гротескный орнамент меча

Гротеск - это реальность и фантастика

Оформление-гротеск металлического кувшина, 16 век

Гротеск граничит с фантастикой, но не тождествен ей

 

Гротеск – слово своим происхождением обязано археологическим раскопкам, которые велись в Риме в 15-16 веках на месте, где некогда находились общественные бани (термы) императора Тита. В засыпанных землей помещениях знаменитый итальянский художник Рафаэль и его ученики обнаружили своеобразную живопись, получившую название гротеска (от итальянского – грот, подземелье). Это был римский орнамент с взаимопереходами и причудливой игрой, растительными, животными и человеческими формами - весёлая игра фантазии.

Затем термин «гротеск» был распространен на другие виды искусства – на литературу, музыку и драматургию.

Затем термин «гротеск» был распространен на другие виды искусства – на литературу, музыку и драматургию.

Гротеск – это мир небывалый, особый, противостоящий не только обыденному и повседневному, но и реальному, действительному. Здесь гротеск граничит с фантастикой, к которой он охотно прибегает, однако ей не тождественен. В гротеске естественные связи и отношения уступают место алогичным, сталкиваются и обнажаются сами моменты перехода одной формы в другую. Таков мир гоголевской повести «Нос», где возможно необъяснимое исчезновение носа майора Ковалева, бегство его от законного хозяина, а затем столь же необъяснимое возвращение на свое место.


 

Гротеск всегда двухпланов, а восприятие его двойственно: то, что на первый взгляд могло показаться случайным и произвольным, на самом деле оказывается глубоко закономерным.

К. Станиславский:

настоящий гротеск – это внешнее, наиболее яркое, смелое оправдание огромного, всеисчерпающего до преувеличенности внутреннего содержания.


 

Гротеску часто свойственно  стремление к предельному обобщению, преимущественно сатирическому. Обобщенность исторического содержания позволяет гротеску совмещать в себе противоположные черты: сатиру и лиризм, юмор и сарказм, трагическое и комическое, а также включать в перспективу современной жизни моменты утопии (например, общество будущего в романе «Что делать» Н. Чернышевского).

 

Примеры: в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» медведь собирается разорять «типографии и университеты»; градоначальник с фаршированной головой; в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» впечатление гротеска создается причудливым сочетанием бытового фона Москвы с фантастическими образами Воланда и его свиты.

 

 

Вернуться на Главную

 

Hosted by uCoz